Огромная благодарность сайту mama.tomsk.ru за возможность рамещения информации у нас на страничках.
Трудно быть Богом...
Как известно, чтобы ругать, много ума не надо. Что современная
общеобразовательная школа уже потерпела фиаско – только ленивому не
понятно. Даже по поводу идеальной школы у каждого заинтересованного лица
есть свое собственное мнение. Но дал нам бог жить в эпоху перемен – а что
делать в таком случае, только ему и известно, и каждый спасается, как
может.
Ну, а может, все-таки можно углядеть хоть какие-то закономерности в
упомянутом хаосе и выбрать такую линию поведения, чтобы, как минимум, не
навредить своему же ребенку в ожидании идеальной школы?
Можно! Это я вам почти как доктор говорю. Имея более чем 20-тилетний
опыт практического и разностороннего общения с детьми (воспитатель,
вожатый, преподаватель фортепиано, вокала, уроков музыки в школе, групп
гармонического развития, общения молодых мам со своими детьми,
психологической разгрузки школьников, руководитель походов-семинаров для
школьников), поработав в разных местах и в разных условиях, могу с
определенной долей уверенности, проверенной практическими результатами,
это утверждать.
А конкретно? Здесь нужно сразу оговориться: конкретные действия зависят
от возраста ребенка, конкретной ситуации и индивидуальности данного
ребенка, вашей индивидуальности и ваших с ним отношений. Поэтому далее
приведу самые общие принципы поведения взрослых, их отношения к воспитанию
и обучению своего чада.
Поскольку все мы с вами люди, мы подчиняемся каким-то законам –
поведения, мышления и т.д. Эти законы призвана изучать психология, но
девиз "познай самого себя" со времен Фалеса Милетского до сих пор не
потерял свою актуальность.
Итак, начнем с начала. Представьте себе, что вы ничегошеньки еще не
знаете. (Уже на этом этапе у многих возникают трудности: как так –
отбросить все, с такими мучениями, стараниями и т.п. приобретенное? И это
– наш первый камень преткновения, уважаемые взрослые, или болото под
названием "чувство собственности" - распространенное на нематериальный
мир, - в котором увязаешь медленно, незаметно, но верно, если не рыпаться.
В качестве спасительной палки, можно использовать, например, произведения
мудрых людей на тему "бренности бытия".) Замечу, что это простое, на
первый взгляд, условие волновало тысячелетиями умы лучших представителей
человечества, и до нас дошли многие способы остановить "брожение ума",
"установить внутреннюю тишину", избавиться от "внутреннего диалога",
осознать "пустоту внутри себя" и т.д. Но – знать дорогу еще не значит -
пройти ее.
Так вот, представим все-таки, что вы уже прошли этой дорогой –
освободились хотя бы на время от своих суждений и мнений - и можете
воспринимать новую информацию почти как дети – непредвзято, чисто и
невинно (а если еще не можете, то хотя бы отдаете себе в этом отчет).
В этом состоянии уже не так страшно признаться самому себе, что чего-то
не знаешь в этой жизни, не все умеешь, но уж что знаешь – то не потеряешь
(если вы хоть раз в жизни вдыхали аромат сирени, то это знание уже ваше,
его ничем не вытравить, его можно забыть на время, но почувствовав снова,
опять вспомните). После такого признания ничего не стоит следовать в своих
отношениях с ребенком принципу невмешательства (в медицине он звучит как
"не навреди", в науке это – наблюдение, "лучше ничего не делать, чем
делать Ничего").
Как его реализовать в быту? Просто остановите себя, когда собираетесь
сделать ребенку очередное замечание и... если можете промолчать -
промолчите. Реальных ситуаций, когда действительно нужно предупредить (об
угрозе жизни, необратимом поступке, например), не так уж много. Чаще в нас
говорит привычка делать замечания, или желание выглядеть умным, опытным,
нужным в глазах детей, или наши нереализованные желания. Чувствуете –
что-то говорит за нас, нашими устами, оно оказывается сильнее нас! Между
тем, погасив этот неразумный голос в себе один раз, другой, третий... –
глядишь, ему и надоест к вам наведываться. На что вы обращаете свое
внимание, то и получается.
Забавно наблюдать за поведением молодых мам на занятиях "Я и мама".
Поначалу они усердно пытаются отловить своих разбежавшихся по всему залу
детей (2-3 лет) и заставить их сидеть тихо и слушать тетю. Как вы,
наверно, догадались, из этого ни у кого ничего не получается. Тогда я
начинаю успокаивать МАМ, объяснять им особенности маленьких детей и
правила поведения мам на занятиях: спокойное наблюдение за ребенком,
предоставление ему определенной свободы действий и возможностей
реализовать в творческом русле имеющуюся у них энергию. Через несколько
занятий следования этим правилам дети "входят в мирное русло" к немалому
удивлению мамочек.
Вот мы плавно подошли к следующему принципу – системе ценностей. Что
для вас важнее: предоставить ребенка самому себе на какое-то время, дать
ему почувствовать свои возможности или заставить выполнять какие-то
внешние правила? Удовлетворить какой-то интерес ребенка или заставить его
быть аккуратным, дисциплинированным, вежливым, экономным? Что вы
предпочитаете – отругать ребенка за испачканные штаны или похвалить за то,
какое красивое сооружение он выстроил из песка? Отчитать молодого человека
за поздний приход домой ("Хоть бы позвонил", - обычно ревниво сетуют
матери) или выразите свое понимание его ситуации ("А-а, проводить девушку
до дома – святое дело")? То, как вы отвечаете (а вы отвечаете на них
каждым своим словом, каждым поступком и даже жестом – вне зависимости от
того, понимаете вы это или нет) на подобные вопросы, напрямую влияет,
более того – создает ваши отношения с ребенком, направляет их в то или
иное русло.
Умение увидеть суть вещей тоже во все времена считалось высочайшим
достижением. Что, вы не претендуете на звание философа? А если от этого
зависит ваша жизнь? Впрочем, есть категория людей (и немалая), которая
предпочитает умереть в самом прямом смысле, чем допустить малейшее
реальное изменение в себе. "Сознательно человек должен быть предан идее
перемен, чтобы продолжать рост и развитие". (А.Лоуэн "Терапия, которая
работает с телом")
Стоит выделить в отдельный принцип черты поведения и даже характера, не
являющиеся изначально данными и поддающиеся, как известно, трансформации.
Исследования показали, что одаренные, гармоничные и успешные во всех
отношениях дети, как правило, встречаются у спокойных, доброжелательных,
понимающих, демократичных родителей (в первую очередь, конечно, имеются в
виду мамы), имеющих широкие взгляды, интересы, ведущих активную
разностороннюю жизнь. Здесь хотелось бы развеять один распространенный миф
о том, что ради детей надо чем-то жертвовать. Так вот: детям не нужны
никакие жертвы. Все, что им надо – это пример вашей удавшейся жизни,
терпение по отношению к ним и время, чтобы усвоить полученные наглядные
уроки и проявить себя. Именно в таком подходе проявляется родительская
любовь.
Вы, кажется, приуныли – нет, мол, идеальных людей? Трудно, мол, быть
богом? Нельзя не согласиться. Но ведь святой – не тот, кто не грешит, а
тот, кто умеет СПРАВИТЬСЯ с грехом. (Вспомните, некоторые святые в прошлом
были далеко не идеальными людьми, даже убийцами.) Здоровый человек не тот,
кто не болеет, а кто умеет СПРАВЛЯТЬСЯ с болезнями. Чувствуете разницу? А
я вот слышала рассказ про одну замечательную учительницу. Ее очень любят и
уважают ученики, у них высокая успеваемость по ее предмету, но при этом
она далеко не идеально знает свой предмет. Зато она так организует урок,
что ВМЕСТЕ с детьми ищет ответы на вопросы, втягивая их в РАССУЖДЕНИЯ, в
ПРОЦЕСС получения знаний.
Дети умеют прощать. Если вы, не будучи идеальным человеком, все же
стремитесь к этому, дети это правильно поймут, оценят, простят вам ваше
сегодняшнее несовершенство и извлекут немалую пользу для себя. И совсем не
обязательно переводить все знание в слова (при передаче информации на долю
слов приходится всего лишь около 7%).
"Делай, что должно – и будь, что будет". Если вы найдете в себе силы
переместить акценты в воспитании с ребенка на себя, то сработает принцип
подобия. Как вы заметили, это уже принцип другого уровня, отражающий
законы мироздания. А заключается он в том, что ваши правильные (с точки
зрения мироздания) действия неизбежно приведут к правильным результатам.
"Что-то долго приходится ждать этих правильных результатов", - возможно,
посетуете вы. Все правильно, посмотрите внимательней: раз нынешние
обстоятельства вашей жизни вас не удовлетворяют, значит, ваши действия
только КАЖУТСЯ вам правильными. На такие штучки наш разум весьма падок.
Проверить это очень просто: измените свои действия в любом другом
направлении, и Вселенная не сможет не среагировать, потому как она так
устроена. Надо просто повернуться в нужном направлении и увидеть искомое.
А все неувязки - от нашей удивительной способности к самообману. И тогда
все сходится: "человек сам вершит свою судьбу", "человек – кузнец своего
счастья", "каждый заслуживает то, что имеет", "наша сегодняшняя
действительность – наши же вчерашние мысли". Поэтому, если ВЫ будете
правильно общаться со своим ребенком, правильная (т.е. подходящая вашему
ребенку) школа встретится на вашем пути. "Ищущий да обрящет".
Еще несколько правил-пожеланий, одобренных жизнью, буде у вас окажется
достаточно сил и устремлений на поприще воспитания (а лучше все-таки на
данный момент – не-воспитания) детей, кои помогут вам, по крайней мере, не
навредить:
- Не заставляйте детей делать то, что они сделают с удовольствием.
- В любой ситуации ответственность лежит на всех, участвующих в ней.
- Начинай с себя - не ошибешься.
- Чем жестче рамки закона, тем сильнее возникает потребность их
нарушить.
- Если вы хотите от детей какого-то действия, создайте им для этого
условия.
- Лучше всего выполняются обязанности, взятые на себя добровольно.
- Думайте правильно - и все будет правильно.
Вопросы школы, воспитания детей – это только частные проявления ЖИЗНИ.
Один из самых разносторонних гениев в истории человечества – Леонардо да
Винчи – советовал обращаться по любым вопросам к универсальному учителю –
Природе.
Итак, мы подошли к наиболее глобальному принципу – естественности,
который сочетает оба уровня – человека и мироздания. Мы – одновременно
частица природы и достаточно обособленное ее проявление. И, чтобы
следовать этому простому принципу, нужно лишь разобраться, что есть
Природа, что есть наша человеческая природа, и что является для нее
естественным, дабы жить в гармонии с миром и самим собой. Но знаний всего
человечества пока не хватает, чтобы однозначно ответить на такие детские
вопросы. И если мы будем тратить все свое время только на разгадку сей
тайны, то и у нас, вслед за Ф.Достоевским, будет повод считать, что жизнь
прожита не зря.
Развитие и воспитание
Назад
|