Огромная благодарность сайту mama.tomsk.ru за возможность рамещения информации у нас на страничках.
Огурцы зеленые, или Репетиция перед выходом к детям
Перед тем как у своих родителей Что-нибудь хорошее
выпрашивать, У себя спросите: "Заслужил ли я? Был ли я послушным,
милым мальчиком?" Если да - просите вдвое большего. Если нет -
просите вдвое жалобней. Г.Остер
То ли вы требуете мира, то ли - понимания, то ли уважения своих
законных - если вы хотите иметь не возмущенные крики, а нужный вам
результат, то вам надо выполнять некоторые правила, которые выполнять надо
всегда :)). Если конечно, вы хотите влиять - грамотно. То есть -
эффективно.
Вначале - будем реалистами. Какой там, господи, подробный алгоритм,
жизнь идет сама по себе, а мы в ней болтаемся. Как все это происходит
обычно?
..."Черт, снова ведро переполнено, шкурки от картошки уже некуда
кидать, все сыплется на пол... Жарко что-то... Мухи проклятые
пристают... Нет, совсем свинарник получается, надо ведро
вынести. Берете ведро, с разными чувствами возите руками по полу,
собирая разлетевшиеся шкурки от картошки, сполоснули руки (Господи, до
чего же грязное полотенце!), снова берете ведро и идете с кухни по
коридору на крыльцо. Дверь в большую комнату, как всегда, распахнута (ну
мухи же летят, о чем они думают!), там полный бардак: детишки
развлекались. Ладно... На крыльце сидит сынок, сутулится, глаза лениво
смотрят вдаль: лузгает семечки. -Ну посмотри, какой свинарник в комнате
устроили, кто за вами убирать будет? (далее сдержались) Сынок делает
вид, что его это не касается, вы обходите его и идете дальше с грязным
ведром в огород, имея похожие чувства к жужжащим мухам, ошметкам картошки
и такому ребенку... Черт, ну как же сегодня жарко..."
Так? Чаще всего - примерно так.
Итак, как же поднять ребенка с крыльца, дабы он ручками своими игрушки
за собой убрать соизволил и принял участие в поливке зеленых огородных
огурцов? Если вы читали современную научную литературу по психологии
интерперсональных транзакций, то вам известно, что вашей задачей является,
управляя доминирующими перцептивными и концептуальными элементами
смыслового поля сознания ребенка, создать у него адекватную ситуации
актуальную мотивационную структуру, организующую искомые бихевиоральные
паттерны. Вот.
... короче не морочьте себе этим голову :)). Полистайте популярные
брошюры по воспитанию детей, почитайте практические советы, и тогда с
ответом вы не затруднитесь: "Чтобы ребенок что-то сделал, ребенка надо
заинтересовать!" Все правильно. Идея эта великолепная, некоторые
затруднения вызывает только следующий вопрос: "Как? Чем
заинтересовать?"
Ну, например, предложить Игру. - Слушай, там на грядке такие
огурцы зеленые! Пойдем с тобой устроим соревнование: кто быстрее наполнит
свою корзинку! У меня корзина моя, большая, а у тебя - твоя любимая,
маленькая! Вариант хороший, добрый, но проходит чаще с детьми:
- маленькими,
- наивными,
- привязанными к родителям,
- которым совсем нечем заняться.
Короче, умные дети со своими
интересами на это реагируют слабо. Конечно, если ребенок ничем сильно не
занят, бывает достаточно показать, что то, что вы ему предлагаете, -
интересное дело. - Слушай, там на грядке такие огурцы зеленые!
Пойдем пособираем и похрумкаем! Если ваш энтузиазм заразил ребенка,
я вас поздравляю, но если ребенок, не повернув головы цедит вам в ответ:
"Не хочется", то вы немного в глупом положении. Потому что вы теперь перед
ребенком - безоружны. Потому что вы сделали ребенку предложение, а после
предложения давить уже - нельзя.
Объясняю.
Три самые разумные формы обращения к человеку - это Просьба,
Предложение и Требование. Просьба употребляется, когда нечто
нужно вам, а человек вам не должен. Дали - спасибо, в просьбе
отказали - извинились. Дают обычно хорошим и честным людям из
доброго к ним расположения и в предположении, что они вам никогда ничего
плохого делать не будут (например, не будут на вас давить и проедать вам
лысину). Поэтому, если вам отказали, а вы продолжаете просить, клянчить и
давить - значит, вы врун, и у вас уже не Просьба, а Настаивание.
Требование может звучать, когда вам от человека понадобилось то,
что он вам должен, обязан . Верни, пожалуйста, деньги согласно
расписке. Конечно, это не всегда приятно, но обоснованное требование
воспринимается нормально. Тем более если его упаковать в форму
просьбы: У меня к тебе просьба: мне деньги понадобятся к
выходным... Вроде бы просьба, хотя все всё понимают: ну, не совсем
это просьба, это деликатная формулировка требования. А кто этого не понял,
тому при надобности пояснят, и обижаться не на кого. Тут не было вранья,
тут была - тактичность. Деликатность. И именно поэтому - начинать с
просьбы, продолжать требованием - нормально.
|
А вот если вы начали с Предложения... Тут надо
быть аккуратнее. Предложение - это то, что вы с улыбкой и заботой
преподносите человеку как то, что ему будет нужно или приятно, что
он может сделать, если это ему покажется интересным. Пряник
хочешь? Хочешь - скушай, не хочешь - дело
твое. | На предложения откликаются тогда, когда
есть вера, что вас не дурят и не заманивают в ловушку. Если же после
вашего отказа от пряника вам пытаются насильно засунуть его в рот: "Жри,
гад!", то вы понимаете, что вас обманули, что улыбка вам была враньем! И
тогда такого человека вы начинаете воспринимать как врага. Именно поэтому
- после предложения давить - нельзя.
И если вы знаете, что необходимого вам вы добиваться будете все равно,
то можете начинать - с мягкой просьбы, можете начинать - с открытого
требования, но не надо начинать - с предложения.
Чтобы это усвоилось, рекомендуется проверить и посмотреть на
результаты :).
Если вы все же решили, что самое разумное - все-таки попробовать
заинтересовать (а это действительно один из разумных вариантов), то
давайте посмотрим, как это делать можно, а как не надо.
Заинтересовывает папа: - Давай ты сейчас убираешь за собой все
книжки и игрушки, а я завтра тебя с собой на рыбалку возьму. Все
классно, но возникает резонный вопрос: если ему рыбалка интересна, что же
ты сегодня или вчера его туда не взял! Жадина, что ли?
Заинтересовывает мама: - Давай ты сейчас уберешь за собой все
книжки и игрушки, и тогда после этого мы с тобой сходим в магазин и купим
тебе пряников. Ребенок задумывается...
|
А подумать есть над чем: такое "заинтересовать" уже
более смахивает на "подкупить", а на "подкупить" мало-мальски
сообразительные дети начинают торговаться и требовать за
элементарное "убрать за собой" с родителей большую плату. И тогда
мама услышит: - Хорошо, я уберу, а ты мне за это купишь мятных
пряников, килограмм конфет и большого трансформера! Получили?
Когда предлагают поторговаться - почему бы не
поторговаться? |
Конечно, можно справедливо возмутиться и пристыдить, внушительно
сказав: Ну нельзя быть таким ленивым, родителям надо
помогать!. Проблема только в том, что навряд ли ваш ребенок скажет
вам в ответ: Ох, мама, это ты верно подметила. как же я мог забыть об
обязанностях детей перед родителями? Как правило, все дети
неправильные и только кривят лицо:Господи, тоска зеленая... хуже
огурцов!
Другой, чаще женский вариант попытки пробудить трудовой энтузиазм
ребенка - это проявить к нему внимание и поразбираться с душевным
состоянием ребенка. Как это обычно происходит? Вспомните, мама посюсюкала
на тему "Ах, огурцы такие зеленые!", ребенок решил "А ну их в сад!" и
скучно кривит физиономию. Мама не знает, что делать дальше, и поэтому
смотрит на ребенка тревожным взглядом: - Может быть, ты сегодня себя
неважно чувствуешь? Ребенок задумывается. - Почему тебе не
хочется мне помочь? Пытливый ребенок, не торопясь, подумал, почему
ему не хочется помогать маме. А чтобы ответ маму не огорчил, специально
для нее можно что-то придумать. Ну, например: - Как-то я себя
неважно чувствую. Это просто дословное повторение того, что пару минут
назад сказала ему мама и того, что он часто слышит от мамы, когда ей
что-то делать в лом, и именно поэтому это действительно самое
убедительное, что он мог для нее придумать. Все в порядке. Единственное,
что теперь ему грозит, это: - Пойдем быстро померяем температуру и
ложись в кровать. У тебя действительно какой-то нездоровый вид.
Большинство из предложенных вариантов при отсутствии должной
виртуозности в общении могут оказаться рискованными, тем не менее есть
варианты более простые, если хотите - армейские. Например,выставить
требование и проконтролировать его исполнение. А самое интересное
здесь то, что даже такой примитивный стиль влияния также требует высокого
искусства и личного мастерства.
У вашего ребенка каникулы, он мается без дела, мама на него ругается,
он лениво отбивается. Если вы - папа и хотите навести порядок, то в первую
очередь вам нужно определиться самому: что вы положительно от ребенка
своего хотите. То есть не негативное "чтобы прекратил маяться дурью", а
вполне позитивная программа, например: "бодрое утро, спорт, помощь маме в
готовке, немного уроки, нормально погулять (можно всем вместе), телевизор
по минимуму". Конечно, самый экологичный вариант состоял бы в том,
чтобы во все эти дела вы включились вместе с ребенком, тогда всем было бы
и весело, и дружно, но возьмем вариант более трудный: вы сегодня, как
всегда, заняты и кем бы то ни было можете заниматься только
дистантно.
В таком случае можно действовать так: 1. Обратите внимание на себя и
убедитесь в наличии контакта. 2. Обратите внимание на то, что у вас к
ребенку просьба, и убедитесь, что вас услышали. 3. Изложите проблему,
сформулируйте требование (лучше в форме просьбы) и убедитесь, что вашу
просьбу поняли. 4. Выслушайте ответ и договоритесь до чего-то, что
устроило бы обе стороны. 5. Если нужно, решите вопрос с
мотивацией. 6. Договоритесь о контроле - как вы узнаете о
выполнении. 7. Подтолкните к выполнению и эмоционально подкормите
теплом или личным отношением. Постоянный фон при этом: спокойствие,
теплота и требовательность (варьировать по ситуации).
Как все это может выглядеть в реальности? Например, так:
- Саша, подойди ко мне, пожалуйста! Можно требовательно,
можно весело, но всегда энергично. Если смотрит телевизор, то или
подождите окончания фильма, или телевизор выключите, но когда говорите с
ребенком вы, он должен видеть вас, а не телевизионный мираж. -
Сейчас! (Пока еще не включенно на вас, находясь в потоке своих впечат
лений.) - Я жду... (Внимательно ждете, и он знает, что если вы
ждете, то ему лучше поторопиться.) Торопится: - Ну, чего? - У
меня к тебе просьба. Вы уже стоите лицом к лицу, и после этого
обращения - пауза, чтобы он понял: "Это свершилось. Папа обращается с
просьбой, и это не рассосется, это - произошло". - Нам нужно
обсудить, как мы построим свой день, и решить это надо сейчас, пока не
начались следующие сериалы. Тут и стимул, и угроза: договоримся -
будут сериалы, не договоримся - будут только переговоры. - Ну
чего... Я чего-нибудь почитаю... (то есть думать и делать что-либо не
хочется). Не сердитесь. Переведите ситуацию в позитив и
конструктив: - Хорошо Наверное, почитать стоит. Продумай свои
предложения запиши и тогда обсудим. Сколько тебе на это нужно времени и
нужна ли Моя помощь? Если помощь предложили - скорее всего, ею
воспользуются. Переговоры на этом заканчиваются, и вы вместе с сыном
приступаете к планированию. Только не перепутайте, кто план должен делать,
а кто - ему помогать. Если возьмете инициативу на себя и начнете активно
предлагать, чем ему себя занять быстро получите игру "Да, но", то есть
"Нет, в лом". Если ограничитесь вопросом "Сколько тебе нужно времени?",
свое личное время вы сэкономите, но тогда за вами контролирующее
завершение: - Как сделаешь - сообщи. Пока телевизоры и любые другие
дела отсутствуют. Есть?
|
И финальный пряник. Например, очень неплохо деловито
почесать ему вихры, потянуть в разные стороны за уши и
сообщить: "Массаж очень способствует пробуждению мыслительной
деятельности. Кстати, у меня предложение: если ты поставишь в план
вечером вместе сбегать на стадион поиграть в теннис, я сильно
возражать не буду. Вперед. Где сядешь писать?"
|
По материалам книги Н. И. Козлова "Формула
личности"
Развитие и воспитание
Назад
|